ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 30.01.2023 № 53н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ», п. 3.7.
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
Тьюторское сопровождение обучающихся:
I. Педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов
Трудовые действия:
-
выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений обучающихся в образовательной деятельности;
-
организация участия обучающихся в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
-
педагогическое сопровождение обучающихся в реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
-
подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса;
-
педагогическая поддержка рефлексии обучающимися результатов реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
-
организация участия родителей (законных представителей) обучающихся в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
-
работа по реализации адаптивных образовательных программ обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с трудовыми обязанностями
II. Организация образовательной среды для
реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов
Трудовые действия:
-
проектирование открытой, вариативной образовательной среды образовательной организации;
-
повышение доступности образовательных ресурсов для освоения обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
-
проектирование адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
-
координация взаимодействия участников образовательных отношений с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам
III. Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов
Трудовые действия:
-
разработка и подбор методических средств для разработки и реализации обучающимся индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
-
разработка и подбор методических средств для формирования образовательной среды;
-
разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации) формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
-
методическое обеспечение взаимодействия участников образовательных отношений в целях индивидуализации образовательного процесса;
-
подбор и разработка методических средств анализа результатов тьюторского сопровождения
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ ОТ 26.08.2010 № 761Н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ, РАЗДЕЛ "КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ» (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
Требования к квалификации:
-
высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика»;
-
стаж педагогической работы не менее 2 лет.
ПРИКАЗ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ ОТ 31.08.2020 № 373 (дошкольное образование)
21. На каждую группу компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения (слепых) или расстройствами аутистического спектра, или умственной отсталостью (умеренной и тяжелой степени) - не менее 1 штатной единицы тьютора.
При получении дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности для организации непрерывной образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей детей в штатное расписание вводятся штатные единицы специалистов: … тьютор, из расчета 1 штатная единица: тьютора на каждые 1 - 5 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
ПРИКАЗ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ ОТ 22.03.2021 № 115
(начальное общего, основное общего, среднее общее образование)
III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья
39. При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей обучающихся из расчета по одной штатной единице: тьютора на каждые 1 - 6 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
ПИСЬМО МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ
ОТ 20.02.2019 № ТС-551/07 «О СОПРОВОЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ»...
В случае отсутствия в заключении психолого-медико-педагогической комиссии (далее –ПМПК) рекомендаций о необходимости предоставления услуг по тьюторскому сопровождению, психолого-медико-педагогическим консилиумом (далее – ППк) образовательной организации может быть принято решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению, в том числе относительно периода предоставления услуг тьютора: на период адаптации обучающегося в образовательной организации; на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год); на постоянной основе.
Также ППк образовательной организации может быть пересмотрено решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению в случае положительной или отрицательной динамики развития обучающегося, освоения образовательной программы; рекомендовано количество обучающихся на ставку тьютора с учетом особых образовательных потребностей конкретных обучающихся и норм порядков организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам (приказ Минпросвещения России от 31.08.2020 № 373; приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115).
Решение о введении в штатное расписание должности тьютора принимается руководителем образовательной организации на основании рекомендаций ПМПК и (или) рекомендаций ППк образовательной организации.
РАСПОРЯЖЕНИЕ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ
ОТ 09.09.2019 № Р-93 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
5. Содержание рекомендаций ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся
5.1. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья конкретизируют, дополняют рекомендации ПМПК и могут включать в том числе:
· предоставление услуг тьютора, … в том числе на период адаптации обучающегося в Организации/ учебную четверть, полугодие, учебный год/ на постоянной основе.